Театр кукол "Бродячая собачка" - Пресса



Пресса



Интервью художественного руководителя А. Абдулиной программе "Гость дня" Радио Петербурга



О "Гадком утенке" на фестивале "Петровский балаган" в программе "Культурный код", ТВ-канал "Россия 1"



«Петровский балаган» в восьмой раз собрал в Калининграде кукольников из разных регионов страны

https://vk.com/video-14534763_456256563

Петровский балаган» в восьмой раз собрал в Калининграде кукольников из разных регионов страны. Фестиваль традиционно проходит в областном театре кукол. Трехдневный марафон спектаклей открыли актеры театра «Бродячая собачка» из Санкт-Петербурга. Они рассказали историю «Гадкого утёнка» без слов.

Игра теней и музыка, написанная специально для каждого героя. В этом спектакле нет реплик, только звуки животных. За 40 минут представления звучит лишь одно слово.

Санкт-Петербургский театр «Бродячая собачка» гордится спектаклем, который не теряет своей актуальности вот уже 20 лет. Трогательный «Гадкий утёнок» открыл 8-ой фестиваль театров кукол «Петровский балаган».

Источник: https://vesti-kaliningrad.ru/petrovskij-balagan-v-vosmoj-raz-sobral-v-kaliningrade-kukolnikov-iz-raznyx-regionov-strany/

https://disk.yandex.ru/i/OFEXz5EGW9OQSQ



Бабочка – символ свободы

02.12.2019

В театре кукол «Бродячая собачка» не так давно прошёл весьма необычный спектакль «Бабочка», приуроченный к столетию Тонино Гуэрры – великого сценариста и драматурга. Постановка, основанная на воспоминаниях маэстро, повествует о силе человеческого духа в суровое и жестокое военное время. Юный Гуэрра был узником концлагеря, но нашёл в себе силы и мужество сохранить человеческое достоинство. Пацифистский дух пронизывает как текст Тонино, так и спектакль, придуманный и поставленный Альфией Абдулиной. В нём всё, от точно подобранной музыки до детально проработанных мизансцен, говорит о хрупкости и ценности мирной жизни. Зрителям не предлагают конкретных высказываний в духе антивоенных плакатов – основную мысль выражают жесты, пластика, тени.

В начале истории ничего не предвещает беды: горожане с интересом смотрят цирковое представление, тёплый воздух итальянской провинции наполнен радостью и счастьем. Но внезапно сгущаются тучи (и в прямом, и в переносном смысле!) – в жизнь простых людей тяжёлой сапожной поступью входит война. Тьма метафизическая и при этом одновременно вполне себе реальная заполняет собой сценическое пространство. Освещение становится скудным – ты, сидя в зале, чувствуешь близость вражеского нашествия. Не будет разрыва бомб или массовых казней, но судьба каждого героя отныне висит на волоске – все они уже пленники концлагеря, где их поджидает верная смерть. В нечеловеческих условиях заключения люди пытаются забыться, хотя бы мысленно обрести свободу. Отличный выход – игра воображения. Пленные представляют себе роскошный домашний ужин, хотя в действительности перед ними всего лишь лагерная пыль. Крайняя точка отчаяния – острое желание съесть бабочку в напрасной попытке утолить голод. Но для главного героя (как несложно догадаться, это прототип самого Тонино) такой поступок невозможен. Бабочка рождена для красоты и услады человеческих глаз, ей следует беззаботно порхать, а не быть съеденной. Человек должен оставаться человеком, не опускаться на моральное дно. Казалось бы, мелочь, всего лишь бабочка. Тем не менее, она выступает здесь своеобразным нравственным маркером. Есть чёткая черта, которую нельзя переступать никогда и ни при каких условиях. Однако война не вечна: так или иначе, но однажды свет всё же побеждает тьму. Медленно, но верно жизнь переходит в мирное русло. Строятся заново дома, люди больше не боятся выходить на улицу, на центральной площади вновь идёт весёлое цирковое представление. И бабочки привольно летают: теперь их никто не захочет съесть. Маленькие нежные светлые создания в умелых руках актёров, кажется, и впрямь живые: они легко порхают, трогательно подрагивают их невесомые крылышки.

В спектакле Альфии Абдулиной удачно сошлись сразу несколько факторов: блестящий литературный материал, удивительно органичная игра актёров (в постановке задействованы Константин Кожев, Кристина Беканова, Сергей Глазецкий, Элла Цветкова), художественные приемы, мастерски выполненные куклы. В нужных моментах создаётся по-настоящему гнетущее настроение, которое ощущается практически осязаемо. Никаких напыщенных сложностей: достаточно игры света и теней, музыкального сопровождения, тяжелого молчания, чтобы всем нутром прочувствовать и боль, и страх, и голод. Здесь нет места фальши или неуместному пафосу. Самые важные мысли формулируются донельзя просто: война – это трагедия, катастрофа, не надо войны.

Спектакль «Бабочка», вне всякого сомнения, следует посмотреть как взрослым, так и детям. Посмотреть, а затем обсудить. Возможно, поплакать и сделать для себя важные выводы. И, пожалуй, самый главный аргумент в пользу этой постановки – присутствие на спектакле вдовы великого Тонино Лоры Гуэрра и её самые тёплые комплементарные слова в адрес всех создателей «Бабочки».

Текст: Марина Константинова
Фотографии из архива театра



О добре и зле в мире животных

12.08.2019

Сделать хороший, яркий, актуальный спектакль для детей – это не так и просто. Особенно, если речь идет о таком специфическом типе театра как театр кукол. Для многих непосвящённых всё, что там происходит, – скука и нафталин. Тем не менее, талантливый режиссер и хорошо играющие актеры могут наглядно продемонстрировать чудеса сценического искусства и увлечь им как детей, так и взрослых. К счастью, Петербург богат на места, где юные зрители и их родители имеют все шансы полюбить детские спектакли. Одним из них, безусловно, является театр кукол «Бродячая собачка». В прошедшем театральном сезоне в его репертуаре появилась очередная премьера – яркий и красочный спектакль «Тараканище» режиссёра Павла Овсянникова.

Сюжет известен всем нам практически с пеленок, стало быть, имеет смысл заострить внимание на форме подачи литературного материала. По-настоящему оригинально сделать из первой части сказки самое что ни на есть цирковое представление, в котором сошлись разнообразные жанры от клоунады до эквилибристики – весьма удачная режиссёрская находка. Каждая новая строка – отдельный полноценный номер. Вот вам «львы в автомобиле», а теперь перед почтеннейшей публикой «жаба на метле». Выполнены все трюки на «ура», каждый раз звучат бурные и продолжительные аплодисменты. Отдельного упоминания также достоин блестящий и остроумный конферанс, удачно оттеняющий собой головокружительные цирковые истории. Как вы понимаете, на арене перед вами куклы, но мастерство актёров заставит тут же об этом позабыть. Конечно, многие вещи здесь нарочито упрощены для маленьких зрителей, но публике постарше не становится скучно – скорее, она на время спектакля перенесётся в собственное детство. Сами куклы замечательно хороши, рассматривать их – одно удовольствие. Сценография также проработана на качественном уровне: ты не сомневаешься, что пришёл в цирк, тебя молниеносно переносит в этот загадочный мир гимнастов, силачей, укротителей тигров и акробатов с клоунами.

Что случится потом, тоже знает каждый. Внезапное зло в лице таракана, который в режиме реального времени становится тираном Тараканищем и предъявляет ни в чём не повинным зверям воистину жестокие (так и хочется сказать «бесчеловечные», но дело-то происходит в мире животных!) требования:

Принесите-ка мне, звери,

Ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!

Атмосфера на сцене и впрямь становится не на шутку напряжённой, тараканье беззаконие способно испугать малышей, а взрослых заставить задуматься над серьезными темами. Специалисты не одно десятилетие ломают копья: есть ли в этой безобидной детской сказке политический подтекст с явными намёками на конкретных исторических деятелей, или это всего лишь домыслы? В любом случае, дети узнают о противостоянии добра и зла, о трусости и смелости таким доступным для их понимания способом, что только лишь пойдёт им на пользу. А заслуженный хеппи-энд принесёт им положительные эмоции, и никто не уйдёт расстроенным. Подобные спектакли хороши своей универсальностью, которая объединяет детей и взрослых. И самое важное, что «Тараканище» в «Бродячей собачке» получился актуальным и совсем не скучным.

Текст: Марина Константинова

Материал подготовлен авторским проектом «Где культура»



Как стать человеком

15.10.2018

Хороший детский спектакль – это всегда увлекательное зрелище не только для юных зрителей, но и для их родителей. Скучно не бывает никому, а эмоции после увиденного по-настоящему зашкаливают. 6 октября в уютном помещении театра кукол «Бродячая собачка»можно было посмотреть спектакль «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями» и задуматься о важных вещах.

Повествование начинается внезапно, без долгих предисловий. Нильс уже знаком с гусями, но до сих пор отказывается поверить в то, что он больше не обычный мальчик, а заколдованный кроха. Да и за что его так жестоко наказывать? Но дикие птицы без тени улыбки дают понять: превращение Нильса закономерно и заслуженно. Ведь он ленив, беспечен, а главное – жесток с животными. И домашний гусь Мартин готов это подтвердить. Что же делать Нильсу? В родной деревне оставаться нельзя – засмеют и будут обижать. Внезапно Нильс решается на отважный шаг и просит у предводительницы гусиной стаи Акки Кнебекайзе разрешения отправиться в путь вместе с птицами. А дальше перед зрителями предстаёт череда увлекательных историй. Нильс спасает попавшего в беду бельчонка Тирле, сам чуть не гибнет от нашествия злостных муравьёв, освобождает старинный замок от полчища крыс, разоблачает предателя – лиса Смирре – на всеобщем празднике зверей и птиц. Что ж, послужной список добрых дел получается весьма внушительным, и внезапно Нильс обнаруживает себя прежним мальчиком нормального роста. Только вот внутри он изменился до неузнаваемости, став настоящим человеком. Оказывается, подобное звание еще стоит заслужить. Теперь Нильс понял это, а вместе с ним осознание столь важной мысли доходит и до юных зрителей.
1 из 4

Постановка Екатерины Ложкиной оставляет исключительно положительное впечатление и приятное послевкусие. Грамотная сценография, точно подобранный реквизит, мастерски сделанные куклы, отражающие характеры персонажей, замечательное музыкальное сопровождение. Впечатляет сцена сражения Нильса с крысами: настоящий меховой ковер из серых хищников не может оставить равнодушным зрителей. Малыши искренне пугаются. Особого упоминания стоит превосходная игра актеров Анастасии Сорокиной, Кристины Бекановой, Егора Титова и Сергея Глазецкого. Они удивительно органичны в своих ролях. В спектакле отведено место как серьезным темам, так и тонкой иронии. К примеру, лесная сплетница-сорока разносит новость о спасении бельчонка с интонацией новостных заголовков. Но все же главный посыл спектакля затрагивает серьёзные темы. Что значит «быть человеком»? Вопрос не из легких даже и для взрослых. А дети, возможно, даже никогда и не рассуждали об этом. «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями» наведёт юных зрителей на размышления о добре и зле, смелости и трусости, настоящей дружбе и подлом предательстве. О таком рано или поздно приходится задуматься. Кроме того, тема взаимоотношений человека и природы также раскрывается в спектакле. Кто мы в этом мире? Как нам следует поступать с братьями нашими меньшими? Все эти насущные вопросы крайне важны. И замечательно, что дети могут задуматься над ними после столь замечательного спектакля. Ведь не развлечениями едиными следует жить.

Текст: Марина Константинова

Где культура, 15.10.2018.



Кошачье гостеприимство

16.08.2018

«Кошкин дом». Кукольная оперетта по сказке Самуила Маршака. Театр кукол «Бродячая собачка» (Санкт-Петербург)

Режиссер Никита Шмитько, художник Захар Давыдов

«Кошкин дом» в «Бродячей собачке» — не тот случай, когда создатели спектакля обходятся минимумом средств и создают спектакль, что называется «на ровном месте», пользуясь только лишь обаянием актера или хорошо знакомой историей. Щедро, но всегда уместно, в спектакле пускается в ход и оригинальная бутафория, и прекрасные декорации, детализированные и выразительные костюмы и, разумеется, центральный компонент — главная героиня — кошка, не нашедшая в себе сострадания пустить в дом осиротевших племянников-котят.

Своенравная пушистая хозяйка выборочно гостеприимного дома в исполнении Эллы Цвековой — персонаж, который меняется по ходу действия.  Кошке предстоит преодолеть немало предрассудков — и помочь в том же зрителям —  попутно исполняя арии. И в этом нужно отдать должное творческим способностям актрисы. Урок отзывчивости и доброты преподносится в самой яркой опереточной форме — с хором котов, вставными танцевально-музыкальными номерами и дирижером. И если стихотворные строчки известны даже самым крошечным зрителям, то точно удивит, как они звучат — композитор Дарья Новольянцева создала детскую, легкую для восприятия, но совсем не простую музыку.

Созданный в кукольной форме детский спектакль при этом — серьезное произведение музыкального театра. Именно музыка по большей части, как фундамент, на котором строится постановка, позволяет удачно избежать привязавшихся к сказке штампов и сделать что-то новенькое. При этом учитывая то, что трехлетних зрителей все же необходимо удивлять красивостями, вроде кошкиного роскошного особняка с портьерами, расшитого тесьмой и бахромой платья, и смешными сценами, вроде показанной в тенях сказки, сочиненной гостями дома. И это получилось.

Вы не увидите, что к счастью и намного интересней, покадровый перенос на сцену ставшего классикой союзмультфильмовского шедевра Леонида Амальрика. «Бродячая собачка» предлагает свое видение знакомой истории. Этот смешной и поучительный спектакль привлечет внимание и взрослых своей изобретательностью. Помимо приема «театра в театре», это и элементы теневого театра, и хорошо продуманные второстепенные персонажи — коза, козел, курица, петух, свинья — все наделены своим характером и мотивациями.

Как водится, под яркой оболочкой скрыты необходимые вечные истины — о важности взаимопомощи, сострадании и умении прощать, донесенные до публики красиво и убедительно.
Автор: Нелли Когут
«Петербургский Театрал», август, 2018.